Алексей Бруев (официальный сайт)

Обеспечение и поддержание здоровья населения считаю главным критерием оценки эффективности управления любого политического строя, любого правительства, любой организации. Жизнь, а вместе с ней здоровье отдельного человека, является высшей ценностью общественного устройства. Здоровые люди – здоровая экономика.

Все, кто разделяет вышеизложенные ценности, добро пожаловать на мой персональный сайт. Рад буду Вашим письмам, комментариям, деловым предложениям.

Навигация
 
RSS
 
Введите слово для поиска :
Пресса Дом или ДОМ- И-НО
Новые реалии на фармацевтическом рынке

Алексей Бруев: "Дом или ДОМ- И-НО"

Последние годы развития отечественного фармацевтического рынка были ознаменованы бурным ростом розничного сегмента. Количество аптек на душу населения неуклонно росло такими темпами, что в самый раз было на государственном уровне провозглашать концепцию: «Каждой семье по аптеке». Звучит как абсурд, а в реальности можно увидеть в одном пятиэтажном жилом доме три аптеки в один ряд, на одном этаже поликлиники целую розничную сеть киосков и аптечных пунктов.
Экономический императив «спрос рождает предложение» всецело овладел фармацией. Коммерческая составляющая любой торговли была, есть и будет основой любого экономического развития. И торговля лекарственными средствами в России, в этом смысле, не является исключением. При наличии многих факторов, как позитивных, так и негативных, фармацевтический рынок рос с завидным постоянством и стабильностью.

Любое развитие предполагает, как минимум, три стадии: рост-становление, стабилизация и деструкция. Есть данные, свидетельствующие о том, что бурная стадия развития розничного фармацевтического рынка пройдена. Теперь наступил этап, когда требуется подвести промежуточные итоги, определиться с тем, кто есть кто на рынке. Пришло время создания единой общероссийской стратегии развития фармацевтического рынка.
Для отдельного субъекта экономики всегда сохраняется перспектива превращения бурного развития в бурную стабилизацию и не менее бурную деструкцию. – Как нет бессмертных людей, так нет и бессмертных предприятий.

Аптечная сеть 36,6 – есть нечто большее, чем просто самая крупная аптечная сеть России. От состояния внутренних дел сети зависит, без преувеличения, состояние всего фармацевтического рынка. Сеть аккумулировала колоссальные ресурсы: денежные, товарные, человеческие. Практически, в стране и за рубежом нет ни одного значительного фармацевтического предприятия, которое тем или иным образом не было бы связано с «36,6». Поэтому, поступающая в СМИ информация о финансовых проблемах в аптечной сети не может и не должна оставить равнодушными тех, кто связан родом своей деятельности с аптечным рынком, тех, кто является потребителем аптечной продукции, а таковыми, по большому счету, являются все граждане Российской Федерации.

Что беспокоит прежде всего? – Во-первых, для миллионов людей Аптеки «36,6» стали привычным спутником жизни. Удобное расположение, большой ассортимент завоевали большое потребительское доверие. Во-вторых, «36,6», являясь крупным участником рынка, требовательно подходит к качеству реализуемой продукции. Вероятность встретить фальсифицированный препарат в аптечной сети такого уровня практически равняется нулю. А значит, любые проблемы с «36,6» косвенно негативно повлияют на качество лекарственных препаратов страны в целом. В-третьих, «36,6» в силу своих размеров и объемов реализации находится в центре связи «потребитель»-«производитель». А значит, проблемы с «36,6» могут просто-напросто разрушить цепочку взаимоотношений с дистрибьюторами, создать цепочку неплатежей на рынке, что в свою очередь, негативно скажется на уровне цен всего фармацевтического рынка. В-четвертых, аптеки «36,6» давно являются социально значимыми предприятиями. Более десяти тысяч сотрудников по всей стране, имеющих профильное образование – это причина для социальной обеспокоенности.
Долгое время «скромные» финансовые результаты аптечной сети «36,6» объяснялись «болезнью» чрезмерного роста. И надо признать, что до недавнего времени подобные объяснения устраивали всех без исключения: аптечная сеть росла – росли объемы продаж. Но вот, наступил момент, когда темпы роста замедлились, многие задумались о реальной стоимости выданных товарных кредитов. А главное, любой кредит, как известно, славен временем его погашения. После нескольких попыток решить существующие проблемы «легкими» средствами, компания признала весь комплекс существующих проблем и заявила о новой экономической стратегии развития. Содержание новой стратегии: снижение долговой нагрузки в 2008 г., перенос продолжения активного роста компании на 2009-2011 г., смена финансового руководства компании, избавление компании от непрофильных активов. Задекларированная программа принята к исполнению. С основными поставщиками достигнута договоренность о реструктуризации долговых обязательств. В компанию пригласили таких топ-менеджеров как Д. Калис и Д. Анисимов. Принято решение о продаже Европейского медицинского центра, Европейского стоматологического центра и строящегося многопрофильного стационара. Казалось бы, что стратегия выработана, антикризисные мероприятия запущены. Каков предварительный результат? А результат таков: фармацевтический дистрибьютор «Морон» решил вернуть свои активы у Аптечной сети «36,6» через суд. Сам по себе факт малозначительный, но может оказаться весьма симптоматичным. Сумма претензий в масштабах оборотов обоих компаний ничтожна, по экспертным оценкам сумма иска составляет чуть более ста миллионов рублей. Высока вероятность мирового соглашения между сторонами. Многие аналитики оценивают этот факт как рабочий момент взаимоотношений, чуть ли не как формальный способ подтверждения дебиторской задолженности перед новыми акционерами «Морона» финской компанией Oriola KD. – Данное объяснение, на мой взгляд, выглядит вполне логичным, но маловероятным. – Имеется тысячи других способов подтвердить реальность долговых обязательств, не доводя взаимоотношения до судебных разбирательств. Тем не менее, в прессе уже можно встретить информацию о готовящемся иске к «36,6» со стороны другого дистрибьютора, со стороны «Катрена». Если это случится, то последствия могут быть куда более значимыми, чем иск на сто миллионов рублей «Морона». Примеру двух дистрибьюторов неминуемо последуют другие участники рынка. Эффект «домино» может сыграть с «36,6» злую шутку и нивелировать все усилия руководства «36,6» по оздоровлению ситуации. Но до тех пор пока «36,6» будут поддерживать два крупнейших дистрибьютора (СИА и Протек) ситуация принципиально не изменится. И наоборот, отказ или существенное ограничение в поставках медикаментов в аптечные сети «36,6» одного из двух ведущих дистрибьюторов, после череды исков способно разрушить крупнейшую аптечную сеть страны за 2-3 месяца. При этом надо отдельно отметить, что из всех участвующих сторон никто не заинтересован в том, чтобы расшатывать плохо плывущую большую лодку, по крайне мере, до тех пор, пока в ней плывет большинство участников рынка вместе с несколькими сотнями миллионов у.е. Именно поэтому, все национальные дистрибьюторы средствам массовой информации подтвердили, что отношения с «36,6» развиваются по заранее согласованном планам. Так это или нет, мы узнаем в недалеком будущем.

И последнее. Некоторые эксперты высказывают мнение, что «36,6» в целях финансового оздоровления сложившейся ситуации необходимо избавиться не только от «непрофильных» активов, но и от части «профильных», которые не вписываются в отраслевые представления о доходности. Мое мнение, если руководство «36,6» последует подобным советам, то совершит грубую ошибку. Подобные действия способны только дестабилизировать ситуацию на рынке. Главное, это не избавиться от «лишних» активов, а заставить всю совокупность имеющихся ресурсов приносить максимальную прибыль. Ведь, как правило, при поглощении, покупке отдельных сетей «36,6» приобретали вполне успешные предприятия. Для оздоровления ситуации необходимо прекратить процесс корпоративной интеграции под единый формат аптечной сети. Как показала практика, именно процесс маркетинговой интеграции привел к ухудшению финансовых показателей. В отдельных случаях, возможно, потребуется реинтеграция. Некоторые региональные сети, приобретенные «36,6», объективно не готовы к процедуре унификации бизнес процессов, а маркетинговая концепция развития сети находится в противоречии с региональной логикой экономического развития. Способность нынешнего руководства «36,6» исправить сделанные ошибки, в конечном счете, и определит дальнейшую перспективу развития всего фармацевтического розничного рынка страны.

TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 11.05.08 | Просмотров : 2993

Рекомендуем
Google Translator (Выберите язык)
English French German Spain Italian Dutch Russian Portuguese Japanese Korean Arabic Chinese Simplified

Поиск по сайту:
© 2024 www.bruev.ru
Rambler's Top100