Алексей Бруев (официальный сайт)

Обеспечение и поддержание здоровья населения считаю главным критерием оценки эффективности управления любого политического строя, любого правительства, любой организации. Жизнь, а вместе с ней здоровье отдельного человека, является высшей ценностью общественного устройства. Здоровые люди – здоровая экономика.

Все, кто разделяет вышеизложенные ценности, добро пожаловать на мой персональный сайт. Рад буду Вашим письмам, комментариям, деловым предложениям.

Навигация
 
RSS
 
Введите слово для поиска :
Цикл Апология смерти Десять определений смерти глазами великих художников
Картина «Мертвый Христос в гробу». Гольбейн. 1521-1522 гг. Музей изобразительных искусств. Базель.
Английский искусствовед Джонатан Джонс составил десятку самых известных произведений искусства, запечатлевших самые скорбные состояния человеческих тел. Избранные произведения известных авторов не могут оставить зрителей равнодушными, по той простой причине, что любой человек обречен пройти через финишную черту, отделяющую всю нашу жизнь от глубинных тайн мироздания. Любая смерть ужасна, но ужас бывает разным. И если есть эстетика красоты, то должна быть и эстетика безобразного. – Это особый вид диалектики, постижение прекрасного через отвратительное, дается нам исключительно с помощью априорного знания. По крайней мере, до тех пор, пока мы остаемся живыми.

1. Смерть – это судьба.

Мертвый Христос в гробу

Первое место в рейтинге, по мнению Джонса, занимает произведение немецкого живописца XVI века Гольбейна: «Мертвый Христос в гробу». Картина настолько сильная, что именно про нее Достоевский написал: «у иного ещё вера может пропасть». Картина способна оттолкнуть впечатлительного зрителя, настолько натуралистично изображена смерть Спасителя. Кажется, в ней нет и грамма христианского воззрения на бессмертную природу Иисуса Христа. От этого картина становится вдвойне отвратительней, чем она есть на самом деле. Но именно этот ужас, по замыслу автора, и должен предвосхищать благую весть о Воскрешении Господа.

2. Смерть – это случайность.

 Смерть тореадора

Следующее произведение, где мертвый человек является главным объектом изображения, является полотно кисти французского художника Эдуарда Моне «Смерть тореадора». Картина лишена какого-либо религиозного смысла, скорее наоборот, смерть здесь представлена в качестве некого случайного элемента. Смерть – это случайность – взгляд автора на полотно. Мертвый тореадор выглядит сентиментально и празднично, тем не менее, он мертв. Поразительно, что в этом произведение форма и содержание обретают некое единое информационное пространство. Картина, выполненная техникой Моне, с помощью бесконечного множества отдельных «мазков» тоже создает ощущение случайности и легкости. Любой отдельный элемент можно убрать, при этом картина в целом ничего не потеряет. Одним словом, все как в жизни, точнее, после нее.

3. Смерть – это война.

 Мертвый солдат

В отличие от предыдущей картины, на войне смерть не случайность, а закономерность. Доподлинно известно, что именно эта картина послужила источником сюжета для Эдуарда Моне. Картина выполнена итальянским мастером, чье имя нам неизвестно. Убитый солдат лежит в окружении символов вечности: огромное многовековое дерево, череп и кости, окружающая мгла и лампада. Солдат готов сражаться, его левая рука сжимает оружие, которое ему уже никогда не пригодится.

4. Смерть – это страдание.

 Мертвый Христос

Картина Андреа Мантенья «Мертвый Христос» выполнена в лучших традициях нового Ренессанса. Христос изображен в проекции ногами вперед, подчеркивая мученическую смерть Спасителя. На теле имеются следы истязаний. Скорбящие свидетельствуют, что это необычный труп человека, и все же на этот момент времени Христос предстает перед нами как просто безжизненный кусок человеческой плоти.

5. Смерть – это порок.

 Смерть Марии

Оно из самых скандальных произведений великого Караваджо «Смерть Марии». Картина, которая по замыслу автора должна была запечатлеть смерть Богородицы, была в категоричной форме отвергнута церковью. Сам Караваджо именно из-за этой картины был подвергнут судебному преследованию. Причиной тому послужил неканонический взгляд на события, которые для христиан являются святыми. На полотне полностью отсутствует принятая в христианстве иконографика, которая используется для указания святости Богородицы. Более того, в качестве натурщицы для образа Богородицы была выбрана известная в те времена блудница Пьяцца Навона, что, по мнению духовенства, являлось кощунством в отношении памяти Святой Матери. Тем не менее, мысль Караваджо была донесена до наших дней. Сейчас эту картину можно увидеть в Лувре.

6. Смерть – это искупление.

 Эльза Кристианс на виселице

Рембрандт также не прошел мимо обозначенной темы. Его гению принадлежит известный рисунок, выполненный пером и чернилами под названием «Эльза Кристианс на виселице» (1664 г). В этом глубоко нежном и сострадательном рисунке, Рембрандт изобразил девочку-подростка, которая была повешена за убийство. Рисунок наполнен великим гуманистическим смыслом даже в отношении тех, кто заслуживает, по мнению большинства, сурового наказания.

7. Смерть – это сон.

 Мученичество святой Чечилии

В 1599 году в катакомбах святого Каллиста (Италия)было найдено захоронение святой Чечилии. Гробницу ненадолго открыли и скульптору Стефано Мадерно удалось увидеть тело святой, которое оказалось практически нетронутым временем, несмотря на то, что казнь над Чечилией состоялось много веков назад. Увиденная красота и нетленность физического тела настолько сильно поразила скульптора, что позднее, он решился запечатлеть увиденный образ в мраморе. Сейчас скульптурную композицию Мадерно «Мученичество святой Чечилии» мы можем увидеть перед алтарём церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме. Саму скульптуру, кстати, периодически приходится реставрировать.

8. Смерть – это путь в вечность.

 Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами

Ни для кого не секрет, что согласно учению многих религий, существование души человека не ограничивается пребыванием в этом бренном мире. Человек после физической смерти продолжает существовать. Итальянский художник Джованни Беллини, доступными ему способами, постарался выразить теологическую догму через картину «Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами». (1460 г.) На картине изображен Иисус Христос, но его тело и после физической смерти продолжает оставаться в вертикальном положении, что по замыслу художника является выражением приоритета духовных сил над физическим миром, олицетворением победы жизни над смертью.

9. Смерть – это насилие.

 Герника

Любая смерть это трагедия, потеря, утрата, но все вместе умножается в стократ, когда смерть становится причиной убийства одних людей другими. Великий испанский художник Пабло Пикассо на картине «Герника», исполненной в стиле кубизма, запечатлел эпизод Гражданской войны 37-ого года в Испании, когда подразделения Люфтваффе обрушились с бомбардировкой на город страны басков. Невозможно передать ту боль от смерти близких людей, гибнувших по вине политических упырей, во имя политических амбиций. На фрагменте картины запечатлена женщина-мать, потерявшая в бомбардировке своего ребенка, ее горе бесконечно – автор в гипертрофированной, но в самой наглядной форме передал чувства несчастной женщины.

10. Смерть – это продолжение жизни…

 Леди Дигби на смертном одре

Со времен изгнания человечества из рая, согласно Библейской мифологии, человек обречен на смерть. Смерть – это исход, который не суждено никому избежать. Именно поэтому на полотне Антониса ван Дейка «Леди Дигби на смертном одре» (1633 г.) запечатлена женщина в безмятежном состоянии, меланхолической задумчивости, мечтательности. В такой позе библейские персонажи и святые получали свои видения – голова в руке. Жест означает, что что-то происходит…

Алексей Бруев


TEXT +   TEXT -   Печать Опубликовано : 23.06.14 | Просмотров : 1215

Рекомендуем
23.06.08
Борода
20.04.08
Удача
Google Translator (Выберите язык)
English French German Spain Italian Dutch Russian Portuguese Japanese Korean Arabic Chinese Simplified

Поиск по сайту:
© 2024 www.bruev.ru
Rambler's Top100