Авторское право © WWW : Алексей Бруев : официальный сайт - фармацевтические новости, пресса, философия, литература
Перепубликация материалов,возможна только с устного или письменного разрешения Администрации сайта !
Название статьи , Опубликовано Публикации » Пресса » «Заговор фармацевтов» – миф или реальность?
02.03.08 19:23

Заговор
Статья А.В. Бруева: «Заговор фармацевтов» – миф или реальность?

В последнее время в обществе и в прессе все чаще и чаще раздаются возгласы и крики о «Заговоре фармацевтов» в здравоохранении. Многие горячие головы по незнанию или по злому умыслу представляют тяжелую ситуацию в отечественной медицине, как результат действия темных фармацевтических сил в таких тонах, что в самый раз начинать охоту на ведьм, благо, что все имена известны. – Осталось только принять соответствующее решение и «Дело врачей 21 века свершится». И что самое опасное - в лавине пасквилей на фармацевтическое сообщество указываются причины далекие от настоящих, ложь граничит с преступной клеветой, откровенные глупости выдаются за гениальные открытия.

Не для кого не секрет, что отечественная медицина уже несколько десятилетий живет в беспросветном кризисе. Главная же опасность нынешнего кризиса в том, что ценой его являются миллионы человеческих жизней. Казалось бы, что вопросы здоровья нации составляют один из национальных проектов, государство акцентирует свое внимание на проблемах, а в результате – «воз и ныне там». Давайте по очереди рассмотрим основные проблемы отечественного здравоохранения, обсуждаемые в прессе острые вопросы, и постараемся ответить: действительно ли за всеми бедами стоит «фармацевтическая мафия» или, быть может, еще кто-то, кто находится по ту сторону национальной программы.

Проблема первая: Реклама лекарственных препаратов.

Так уж повелось в отечественной прессе, что когда в лжериторике пытаются сделать из мухи слона, тогда ищут хотя бы муху. Такой мухой явилась проблема рекламы безрецептурных препаратов. Надо особо отметить, что указанная проблема далеко не самая главная, но, по странному стечению обстоятельств, этой тематике в прессе уделяется чуть ли не самое главное внимание. Какова суть проблемы? Давно известно, что реклама – двигатель торговли. Реклама призвана стимулировать спрос. Если в аптеках страны спокойно продают рецептурные препараты без рецептов, то сам Бог велел продавать безрецептурные препараты по законам свободной торговли. А значит, реклама этих препаратов всецело оправдана и обоснована. Способ решения проблемы есть: принять законодательный акт, запрещающий свободную реализацию лекарственных препаратов, как, собственно, принято в развитых странах мира. Кто виноват в сложившейся ситуации? Ответ прост: конечно, само государство!!! Государство не контролирует ситуацию. А если выражаться точнее, то государство само отдает процедуру оборота лекарственных препаратов на откуп коррумпированным чиновникам. А как иначе, если практически все аптеки страны нарушают установленный законом порядок? Задам вопрос: нужен ли административный ресурс для выполнения установленный нормы? Отвечу, практически нет. – Закрыть несколько аптек; по результатам проверок отозвать лицензии – и полстраны приведут свою работу в соответствие с требованиями законодательства. И надо отдать должное, что фармацевтическое сообщество является одной из самых законопослушных частей общества. – И это не преувеличение. Но в описанной проблеме присутствует социальный аспект. А именно, лечебные учреждения не готовы обеспечить население необходимыми рецептами. Кто бывал в наших поликлиниках, тот поймет меня без комментариев. У кого есть «лишние» деньги, тот купит и наркотики, а в существующей системе пострадает, прежде всего, самая бедная и необеспеченная часть населения. Нашим бабушкам и дедушкам придется отстаивать бесконечные очереди, чтобы получить то, в чем они жизненно нуждаются каждый день.

Проблема вторая: Коррупция врачей.

Наличие имеющегося рецепта еще не обеспечивает эффективность лечебного курса. Хотим мы признавать этот факт или нет, но такая проблема действительно существует. Проблема существовала задолго до того, как появились сами рецепты. И проблема эта, как ничто другое, выражает уровень развития общества. Можно сколько угодно отчитываться о достижениях в нефтедобывающей отрасли народного хозяйства, но до тех пор, пока труд врача в больнице будет оцениваться меньше труда уборщицы в банке, мы будем иметь те гримасы экономики, которые нам достались по наследству от наших нерадивых правителей. Только создание настоящей конкуренции в сфере здравоохранении, создание полноценной системы страховой медицины, где уровень зарплаты рядового врача, медсестры и санитарки лечебного учреждения будет зависеть от эффективности лечения, а не от размера минимальной оплаты труда, тогда можно будет свести влияние «неэтичных» форм продвижения лекарственных средств к минимуму. Создание развитой и, главное, независимой судебной системы в стране, как ни странно, напрямую связано с национальной программой «Здоровье». – Врач должен выписывать те препараты, которые нужны пациенту, а не те, которые имеются в аптеке или спущены формулярами из вышестоящих источников. Действия органов исполнительной власти должны не формально, а по существу находиться под общественным контролем.

Проблема третья: Отсутствие необходимых лекарств.

Данная проблема высосана в буквальном смысле из пальца. Если государство само определится в своих приоритетах, обеспечит прозрачную систему составления потребностей и предусмотрит стопроцентное финансовое обеспечение, то никакого дефицита в лекарственных препаратах не будет. Более того, если само государство откажется от построения финансовых пирамид, типа потребности есть, а денег в бюджете нет, то тогда в действительности можно рассчитывать на то, что все мы в лечебных учреждениях будем получать лекарства в полном объеме и по минимальным ценам. Рынок есть рынок, и в здоровой экономике пустым местам нет места. Учитывая жесткую конкуренцию в сфере дистрибьюции, любому спросу будет найдено предложение. Важно обеспечить одно: потребности должны составляться профессиональной средой, а не чиновниками. Кому нужен пример, пускай вспомнит январь 2008 года, когда в миг исчезли валокардин и корвалол с прилавков аптек. Кто спровоцировал кризис? – Ответ очевиден: нынешнее правительство является главным провокатором и источником социальных конфликтов и ответственной стороной виновной в перебоях поставок лекарственных средств. Почему корвалол, в котором нуждаются миллионы граждан, формально, по составу действующих веществ, попал в список препаратов, содержащих сильнодействующие вещества, а значит, подлежит рецептурному отпуску и предметно-количественному учету, а любимый наркоманами терпинкод находится в свободной продаже. Все об этом знают, но делают вид, что ничего особенного не происходит. Ответственные сотрудники, конечно, признали, что с ситуации с корвалолом фармацевтическое сообщество неправильно поняло Правительство. Но как иначе мы должны понимать Правительство, если не по содержанию законодательных актов?

Проблема четвертая: Коррупция госчиновников.

Вот самая главная и, по сути единственно настоящая проблема, не решив которую, за остальные и смысла нет браться. Решительно не согласен с теми фактами, что коррупция инициирована фармацевтическим сообществом. Когда приводят цифры, что доля крупнейших дистрибьюторов слишком велика в государственной системе, например в ДЛО, то бросается в глаза тот факт, что их доля ниже в государственном сегменте, чем в коммерческом. Часто в связи с этим упоминаются Центр Внедрения «Протек» и СИА Интернейшнл. А это означает обратное: не чиновники играют по правилам дистрибьюторов, а дистрибьюторов заставляют играть по чиновничьим правилам. Я сильно сомневаюсь в успехе нынешней системы ДЛО в 2008 г., когда в субъектах федерации «региональную льготу» выиграли многие местные фирмы, которые подчас не имеют ни прямых контрактов с производителями, ни соответствующих условий хранения, ни должного логистического ресурса. Другое дело, что эти компании породнены с местным административным ресурсом и проблемы на местах будут просто-напросто замалчиваться перед Центром. Еще живы в памяти ельцинские времена, когда в обычных больницах вообще лекарств не было, но зато в обществе не было такого резонанса, какой получился в 2006-2007 году в ходе процесса монетизации льгот.

Обозначенные проблемы не исчерпывают весь круг проблем, существующих в здравоохранении, но дают понять, что первая скрипка национальной программы «Здоровье» находится у государства. За ним главное слово, от него зависит результат. Другой вопрос: готово ли наше государство предложить эффективные способы решения указанных проблем?

URL / WWW
http://www.bruev.ru/article/a-11.html