
В философии есть один термин, без которого невозможно понять ни одно философское учение. Этот термин-понятие в Древней Греции выражалось словом μονάς. Как точно перевести это слово на русский язык, честное слово, я точно не знаю. И смею предположить, что большинство людей в совершенстве владеющих древнегреческим языком сделали множество попыток перевода, но всякий раз перевод оказывался неполным и недостоверным. Любое новое иноязычное толкование этого слова не выражало всей сути данного понятия, которое широко использовалось с самых древних времен человеческой истории. Конечно, это слово можно перевести просто как «единица», некоторые так и делают. Отсюда и проистекает множество наших представлений о мире, о Боге как о нечто едином. - Это далеко неслучайное совпадение. Именно поэтому на языках многих народов мира выражена суть: Бог – это μονάς (первое) существо, где слово «первое» используется не столько в математическом смысле, сколько одновременно во многих смыслах одновременно. Производная μουνάς – это одинокая сущность, она же является брошенной или потерянной, она неделима, т.е. едина, проста и бесконечна. С некоторых пор это слово стало модным переводить как монада. Но смысл слова «монада» остается таким же загадочным и непонятным для большинства людей как и другие варианты.
Из всех попыток раскрыть глубинное значение этого таинственного слова лично мне больше всего нравятся суждения целого ряда современных мыслителей, которые считают, что μονάς - главным образом, должно переводиться как «складка», «изгиб», «искажение пространства». Все остальное, является вторичным производным от первоначального смысла, дополняющего основное значение. Например, арабская цифра «1», к которой мы все привыкли, есть не что иное, как изображение одного изгиба на плоскости. Действительно, если присмотреться ко всему вокруг, то главное свойство всех объектов – это их кривизна, преломление в пространстве. Только в мире «кривизны» мы можем отличить различные предметы друг от друга. И даже людей мы можем отличить по их складкам, морщинам, отпечаткам пальцев - суть которых и есть выражение кривизны нашей плоти. В этой связи известный философ современности Жиль Делёз предупреждает своих почитателей о том, что понятие «монада» не допускает чересчур абстрактного представления. Он повторяет слова великого Лейбница, который рассматривал «монаду» как атом мироздания. Мироздания, которое не имеет внешних окон, через которые может что-либо выйти или войти. Мироздания без каких-либо «отверстий или дверей» - одни только изгибы, которые составляют внутренние стены монады.
Если абстрагироваться от незначительных деталей, то все что мы любим, ненавидим – это есть определенный набор примечательных складок. Божественным следует считать стремление к минимальному искажению. И чем больше грешим, тем больше складок души мы образуем. С этой точки зрения, познание предметов – есть познание процесса искажения. Как тут не вспомнить японских философов, которые говорили, «что наука о материи берет за образец «оригами» или «искусство складывания бумаги». Поэтому, предлагаю своему читателю посмотреть на экспонаты недавно открывшейся в Нью-Йорке выставки мастеров этого направления в искусстве, чтобы лишний раз убедиться в справедливости сказанных слов и насладиться подлинным смыслом таинственного слова. Мир как складка, мир как изгиб. Все гениальное просто, но сумма простых изгибов и создает все многообразие мира. Все фотографии сделал Кристофер Бирлейн (Christopher Bierlein):
Горилла, Нгуен Хунг Куонг (Nguyen Hung Cuong), Вьетнам
Лев, Хоанг Тянь Квит (Hoang Tien Quyet), Вьетнам
Феникс, Камия Сатоси (Satoshi Kamiya) , Япония
Олень, Виктор Коеджоли (Victor Coeurjoly), Испания
Киви, Берни Пейтон (Bernie Peyton), США
Горизонт событий, Барайа Лопер (Byriah Loper), США
Симметрия, Эрик и Мартин Демейн (Erik and Martin Demaine), США
Шакти, Джоэл Купер, (Joel Cooper), США
Вдохновение, Джули Вайбель (Jule Waibel), Великобритания
Чаша терпения, Линда Смит (Linda Smith), США
Алексей Бруев