Мне достался Нестеров Михаил Васильевич – русский живописец, признанный мастер портретного жанра. Он широко известен в мире своими историческими сюжетами. Вот, далеко не весь перечень его известных произведений: «Видение отроку Варфоломею», «Дмитрий, царевич убиенный», «Великий постриг», «Святая Русь», «Портрет Л. Н. Толстого», «Философы» (двойной портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова), «Христос, благословляющий отрока».
Мой выбор остановился на картине «Мыслитель», где изображен философ Иван Александрович Ильин. Хотим мы или нет, но само название картины невольно заставляет нас произвести сравнение с известной одноименной скульптурой Огюста Родена. Роденовский «Мыслитель» и «Мыслитель» Нестерова – это два разных мира, два разных отношения мысли к объективной реальности, два составляющих начала одного целого. «Мыслитель» Родена – это образ творца, физически сильной личности, где мысль и природная сила подчеркнуто объединены в один источник сосредоточения жизни. Не случайно по замыслу автора скульптура должна была стать частью композиции «Врата ада», где мыслителю предстояло сделать сложный, почти невозможный выбор между добром и злом. Мыслитель Нестерова, в лице философа Ивана Ильина, напротив, изображает человека, который свой выбор уже сделал. В нем нет того накала физических страстей, который одолевают Родена. Мир Нестерова – это мир, замкнутый в себе на фоне тихого пейзажа. Будь я иллюстратором гегелевской «Энциклопедии философских наук», обязательно включил бы работы Родена и Нестерова как образцы этапности постижения Абсолютного духа – наглядное подтверждение того, что искусство является неотъемлемой частью (стадией) постижения Бытия.
P.S.: Благодарю Анну Л. за приглашение принять участие в данном мероприятии.
Мыслитель. (Портрет философа И. А. Ильина), Масло. 1921—1922. Государственный русский музей